Методы определения неисправности бензонасоса

Необходимость замены электробензонасоса рано или поздно встаёт перед любым владельцем автомашины, оборудованной системой впрыска топлива. Не вдаваясь в подробности самой замены, т.к. этот процесс не представляет особых сложностей на большинстве распространённых моделей, попытаюсь ниже изложить основные признаки определения самой неисправности бензонасоса.

Прежде чем обсуждать неисправность, давайте определимся с пониманием необходимости установки именно электробензонасоса на инжекторных машинах. Использование форсунок, подающих распылённое топливо во впускной коллектор в строго дозированных количествах, позволило отказаться от сложного, дорогого и капризного карбюратора. Но появились новые требования к топливной системе. Одно из них — подача топлива под высоким (относительно карбюраторных машин) давлением. Первые системы впрыска топлива были механическими, электронных составляющих не содержали. Управление обогащением смеси осуществлялось механической связью между напорным диском, перемещаемым поступающим в двигатель воздухом и плунжером, дозирующим количество топлива для каждого цилиндра. Высокое давление в топливной системе являлось необходимой составляющей механического впрыска, т.к. все элементы системы в той или иной мере были работоспособны только при определённом давлении топлива. Появление электронного впрыска позволило снизить давление в системе, т.к. количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя, уже не зависело от способности форсунок пропускать больше или меньше бензина, а определялось временем открытия клапана на форсунке. Таким образом, продолжительность импульса стала «главнокомандующим» в инжекторах нового поколения.

Однако базовым элементом был и остаётся именно электробензонасос, способный непрерывно подавать топливо с необходимым для данной системы давлением и в необходимых количествах.

К сожалению, именно насос и является «слабым звеном» в топливной аппаратуре инжекторных машин. В основном, это связано с тем, что топливный фильтр установлен после насоса. Попадание твёрдых частиц грязи в довольно точно изготовленные элементы бензонасоса приводит к потери давления на выходе из него и даже, в ряде случаев, к заклиниванию.

В случае, если Ваш автомобиль неожиданно заглох во время движения и не заводится — первое, что необходимо понять, подаётся ли топливо в цилиндры двигателя. Проще всего отвернуть подающий бензопровод и убедиться, что в системе есть бензин. Делать это желательно с осторожностью, т.к. даже остаточное давление может быть достаточно большим, и у Вас появится шанс обдать себя и всех окружающих бензином.

Конечно, возможно и отсутствие искры зажигания. Пока вы будете проверять, так ли это, исправный бензонасос зальёт свечи. Так что вывернув свечу после нескольких проворотов двигателя стартёром, можно без труда понять подаёт ли насос топливо.

Гораздо чаще случается постепенное понижение давления в топливной системе, связанное с естественным износом элементов бензонасоса. Вот в этом случае симптоматика бывает очень невнятная, заставляющая искать неисправность там, где её нет.

На автомашинах с механическим и электронным впрыском признаки неисправности насоса немного различаются. Тем не менее, их можно сгруппировать по нескольким основным группам:

  • Автомобиль не заводится. При вращении стартёром нет вспышек в цилиндрах. Свечи сухие. Давление в топливной магистрали отсутствует или крайне незначительно. Не слышно жужжание насоса при включении зажигания или при вращении стартёра.
  • Автомобиль не заводится, при вращении стартёром даёт отдельные вспышки в цилиндрах. Давление в топливной магистрали есть, но без манометра невозможно определить его величину. Свечи сухие. Без замера давления в системе делать нечего.
  • Автомобиль заводится, устойчиво работает на холостых оборотах. Нажатие на педаль «газа» приводит к тому, что двигатель глохнет. Если очень постараться, можно раскрутить мотор до средних оборотов, подлавливая обороты дроссельной заслонкой. Попытка тронуться и проехаться на автомобиле показывает, что малейшая нагрузка на мотор приводит к тому, что автомобиль глохнет. Свечи чёрные, выглядят так, как будто поступает переобогащённая смесь. Возможно, всё это сопровождается меняющимся звуком работы бензонасоса.
  • Автомобиль заводится, устойчиво работает на холостых оборотах. Если автомобиль стоит, то мотор легко набирает максимальные обороты. В движении происходит «подёргивание» на средних и высоких скоростях, складывается ощущение, что машину кто-то «придерживает». Возможно так же, что машина перестаёт набирать обороты более какой-то величины, например, более 4000 об/мин. Как правило, довольно быстро мотор окончательно теряет способность держать высокие обороты под нагрузкой (т.е. в движении). Свечи, как правило, белые. Глядя на них, кажется, что установлено очень раннее зажигание или поступает переобеднённая смесь.

Конечно, возможны и другие признаки неисправности электробензонасоса. Всё сказанное выше — всего лишь попытка сгруппировать наиболее часто встречающиеся ситуации. В любом случае настоятельно рекомендую прислушиваться к работе насоса. Он может жужжать громче или тише. Главное — равномерно. Старайтесь не ездить на «резерве» и не выкатывайте топливо до конца. Не заправляйтесь на сомнительных бензоколонках. Всё это продлит жизнь электробензонасоса и сэкономит Ваши деньги и нервы.

Удачи!

Автор: Косинов Константин